В январе-феврале 2011 года была проведена
административная проверка состояния преподавания в начальной школе с целью
выявления системы работы учителей начальных классов.
Проверка осуществлялась заместителем директора по
учебно-воспитательной работе Григорьевой И.А., заместителем директор по ВР
Степановым А.М., психологом школы Зайцевой Т.И.
В соответствии с требованиями к данному виду контроля была
проделана следующая работа:
1. Были посещены уроки
в 1-4 классах;
2. Проведены контрольные срезы в 2-4 классах;
3. Были
проверены рабочие тетради и тетради для
контрольных работ по русскому языку,
родному языку и математике во 1-4
классах по следующим параметрам:
ü соответствие количества тетрадей, их видов составу класса;
ü внешний вид тетрадей (их оформление, почерк,
опрятность);
ü объем домашних и классных работ;
ü частота проверки;
ü качество проверки (внимательность, аккуратность и
правильность исправлений, классификация ошибок);
ü объективность оценок;
ü индивидуальная работа ученика над собственными
ошибками;
ü соблюдение единого орфографического режима.
Итоги контроля позволяют сделать следующие выводы:
Организация образовательного процесса в
начальных классах соответствует режимным моментам, учебно-методическое обеспечение
– заявленным учебным программам, учебному плану. Кадровое обеспечение
способствует положительному решению вопросов учебно-воспитательного процесса. В
начальном звене работают учителя 1 квалификационной категории. Классные руководители – педагоги опытные и
ответственные.
Для адаптации учащихся 1
класса созданы следующие условия: пятидневное обучение. В первых дней учебы
проводится ступенчатый режим работы.
Планом контроля предусмотрено посещение уроков с целью проверки
единства требований со стороны учителей-предметников, организации
индивидуальной работы, системы повторения ранее изученного, состояния
организации классного коллектива.
Посещенные
уроки показали, что учителя-предметники в основном владеют методикой
преподавания, так как имеют достаточно богатый опыт работы. Уроки в основном носят традиционный характер.
Построены они методически грамотно в соответствии с требованиями. На уроках
имели место физкультминутки.
Наряду с этим нужно отметить и следующие
недочеты. На посещенных уроках (русский язык, математика, информатика, родной
язык) не использовались наглядные
пособия и ИКТ. Не было разнообразных форм проведения урока (ролевые игры,
групповые работы и т.д.). Не наблюдалась индивидуальная работа. В основном
уроки проводились однообразно, скучно. Не все классные руководители контролируют
правильность посадки детей за партами и выполняют рекомендации врача, указанные
в листках здоровья.
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и
математике продемонстрировала достаточно низкий уровень освоенности знаний.
Итоги контрольного среза в 2-4 классах.
2 класс. Математика (тест)
Всего в классе 12 учащихся. Выполнили задание 10 учащихся.
На «5» - 3 учащихся (30 %);
На «3» - 3 уч-ся (30%);
На «4» - нет;
На «2» - 4 уч-ся (40%).
3 класс. Русский язык.(диктант с грамматическим заданием)
Всего в классе 12 учащихся. Выполнили задание 12 учащихся.
На «5»- нет;
На «4»- 6 уч-ся (50%);
На «3» - 4 уч-ся (33%);
На «2»- 2 уч-ся (16%).
4 класс Математика (тест)
Выполнили задание 17 учащихся.
«5» -1 уч. (5,8%);
«4» - 7 уч-ся (41 %);
«3» 0 8 уч-ся (47%);
«2» - 1 уч-к (5.*%)
Основными причинами невысокой успеваемости этих
классных коллективов являются: недостаточный уровень развития мыслительной
деятельности, низкий уровень навыков учебного труда; неготовность к
интеллектуальному и эмоциональному напряжению; отсутствие стимула к процессу
учения.
Сбор информации и анализ показали, что тетради
проверяются систематически всеми учителями. Уровень проверки тетрадей находится в удовлетворительном состоянии.
Рабочие тетради по русскому языку в 1 - 4 классах
проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются даты, темы
уроков, соблюдается единый орфографический режим. Объем домашних заданий
соответствует норме для обучающихся начальных классов. Основная часть тетрадей
имеет хороший внешний вид: опрятные, в обложках, подписаны без ошибок, в едином
стиле.
Однако при
проверке тетрадей встречаются следующие нарушения:
- не всегда соблюдается единый
орфографический режим: отступы между классной и домашней работой не
соответствуют требованиям;
- не регулярно проводится индивидуальная
коррекционная работа в контрольных тетрадях, после проверочных работ;
-
внешний вид тетрадей некоторых учащихся не соответствует единым
требованиям;
- не достаточно ведется работа над каллиграфией
обучающихся.
Рекомендации:
1.
Для повышения уровня преподавания предметов,
сохранению и повышению качества знаний и степени обученности учащихся,
использовать эффективные приёмы и методы преподавания, инновационные (в том числе информационные) технологии,
систематически вести работу по повторению и обобщению изученного материала,
дифференцировать задания на всех этапах урока,
в системе планировать индивидуальную работу с учащимися;
2.
Использовать
в работе с одарёнными учащимися эффективные инновационные технологии обучения,
развивающие творческую активность учащихся;
3.
Одним
из важных моментов урока считать создание ситуации успеха.
4.
С
целью совершенствования преподавания рекомендовать взаимопосещение уроков
учителей начальных классов.
5.
Руководителю
методобъединения Даниловой Н.Н. провести методический семинар по теме «Методика
преподавания информатики в начальной школе»
Заместитель директора по УВР И.А.Григорьева
|