Основные причины
неуспеваемости школьников:
§ здоровье ребенка;
§ проблемы отношений с родителями, учителями,
взаимоотношения с товарищами;
§ адекватность требований предъявляемых к ребенку;
§ мотивация к
учебе.
Здоровьем школьника должны
заниматься соответствующие лечебные учреждения, при этом нужно, чтобы
взрослые (родители и учителя) обратили внимание на болезненные состояния
ребенка и направили к врачам. Проблемы отношений с взрослыми —
это очень сложный вопрос. Вначале следует обратить внимание на семейные
отношения, на социальные условия проживания ребенка, внимание к его учебе.
Самыми
сложными классами для ребенка являются 1 и 4 (5) класс. Поэтому необходимо
уделять учебному процессу больше внимания, при необходимости помогать
советами и, если нужно спокойно и доходчиво объяснять учебный материал.
Первый класс особенно труден для детей мало
подготовленных, не привыкших к дисциплине. Хорошо, если ребенок в дошкольном
возрасте посещал детский сад, либо какие-то кружки, где обучался чему-либо,
т.е. привык к ответственному поведению и обучению.
Переход от начального образования (4 — 5
класс) труден, как переход от одного учителя к разным педагогам по
дисциплинам с разными требованиями и своими особенностями. Школьник зачастую
теряется в этом многообразии, делает ошибки, просчеты, сложность обучения
повышается, многое становится непонятным, понижается самооценка. Правильное
поведение родителей и педагогов может исправить такое положение, уделив
ребенку достаточное внимание.
Нуспеваемость школьников и учитель
Педагог-профессионал, который уделяет много внимания своим ученикам и при
этом создает доброжелательную обстановку в классе — что может быть лучше.
Ученики стараются быть достойными внимания такого человека — хорошо учатся.
Взаимоотношения между учениками в классе, могут сильно влиять на успеваемость
учащихся.
При нормальных отношениях и при мотивациях
большинства учеников направленных на учебу, класс считается сильным, и, как
правило, большинство ребят хорошо учатся. Если же взаимоотношения плохие и
мотивации у детей разные, то и ждать от учебы в таком классе хорошего не
приходится, и это, в первую очередь должно привлечь внимание преподавателей и
школьных психологов.
Неуспеваемость школьников и родители
Родители нередко предъявляют к ребенку необоснованные требования — они
хотят, чтобы их дети были отличниками любой ценой, при этом нанося ребенку
непоправимый вред. Дети могут обладать разными способностями, у них могут
быть различные интересы, ребенок может быть талантлив в одной области и
неспособен в другой, поэтому может учиться неровно.
Неуспеваемость – это результат
нашего невнимания, безразличия, нашего "авось само пройдёт”. Опыт
показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку
нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Многообразие
причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в
большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими
учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении
пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные
занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта
работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не
даёт желаемого результата.
Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми
стала эффективной, надо прежде всего выявить конкретные психологические
причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. Итак, почему
неуспевающие дети – это "вечная” проблема школы?
Психологические причины лежащие в основе
неуспеваемости, можно объединить в три группы:
- Недостатки
познавательной деятельности учащихся.
- Недостатки развития
мотивационной сферы детей.
- Недостатки развития
речи, слуха и зрения учащихся.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами
учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и
проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить
внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут
закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие
учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических
процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более
скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи
учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам
работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников.
Мышление
является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость
школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания
являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника.
Психологи
рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного
воспитания и обучения, когда ребёнок не прошёл в течение жизни до школы
определённый путь умственного развития, не научился необходимым
интеллектуальным навыкам и умениям.
Причина, которая
может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на
успеваемость учащихся – это неадекватное использование учащимися своих
устойчивых индивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств
нервной системы учёные выделяют силу и подвижность, как наиболее
исследованные и заметно влияющие на обучение человека особенности. Человек со
слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью,
неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям.
Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые
затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
- Длительная
напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность,
начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)
- Ответственная,
требующая эмоционального, нервно– психического напряжения
самостоятельная, контрольная работа.
- Ситуация, когда
учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного
ответа.
- Работа после
неудачного ответа, оцененного отрицательно. Работа в шумной, неспокойной
обстановке.
- Работа после резкого
замечания, сделанного учителем.
- Работа под
руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.
- Когда требуется
быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.
- Выполнение заданий
на сообразительность при высоком темпе работы.
В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной
системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще
встречаются среди неуспевающих. Несформированность у школьника положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной
слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно
влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлый
моральный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических
условиях она может быть своевременно компенсирована за счёт развития других
положительных сторон личности ученика и, прежде всего, за счёт его
старательности и высокой работоспособности.
При
разработке путей преодоления неуспеваемости, важное значение имеет изучение
тех изменений, какие происходят в личности ученика под влиянием
педагогических воздействий. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует
формированию у детей положительного отношения к процессу учения. В настоящее
время из детей, поступающих в первые классы, практически здоровы 20-25%;
30-35% страдают хроническими заболеваниями уха, горла, носа; 8-10% имеют
нарушения зрения, у 15-20 отмечаются различные нарушения нервно– психической
сферы. Более половины детей воспитываются в неблагоприятных микро социальных
условиях. Нет ничего удивительного в том, что дети с таким здоровьем
приспосабливаются к обучению в школе труднее, чем их более благополучные
сверстники. Все эти факторы могут быть причинами неуспеваемости школьников.
Среди неуспевающих школьников начальных классов имеются дети с различными
нарушениями речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций.
Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка
и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от
развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими
дисциплинами. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности
ребёнка на всех этапах его развития. Именно при помощи речи устной и
письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний.
Неуспеваемость
некоторых обучающихся обусловлена так называемыми астеническими состояниями.
В процессе работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное
истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается
работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо
сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются.
Всё это
создаёт для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том,
что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных
речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением,
письмом, счётом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений,
не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не
дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом
отдельные буквы и слоги. При нарастании утомления и отсутствии спокойных
условий работы продуктивность учебной деятельности снижается. Часто из-за
боязни ответить неправильно обучающиеся вовсе отказываются отвечать. У некоторых
детей мала продуктивность работы. Они не могут сосредоточить внимание на
выполняемых заданиях и постепенно становятся неуспевающими учащимися. Эти
физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом в классе и служат
предметом насмешек. Всё это приводит к потере интереса к школьным занятиям, к
недисциплинированности.
Неуспеваемость школьников может быть вызвана и другими
причинами. Важно определить зону ближайшего развития ребёнка, то есть то, что
он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также
то, как относится ребёнок к предлагаемым ему задачам. Каждый педагог обязан
знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться
делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих школьников.
|