На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения
становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в
частности. В начальной школе курс информатики должен носить развивающий,
прикладной характер, органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в
начальной школе. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу,
математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой
готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему
только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые
предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение и преподаватель
информатики.
Различные объективные причины (старые традиции,
требования программы и т. д.) мешают учителю изменить себя. Занятия на уроке
информатики вместили в себя все то, что с трудом помещается в традиционные
школьные уроки.
Программное обеспечение, которое предлагается ребенку,
поможет повысить его школьную мотивацию. Каким образом? Для полноценного
общения ребенка с компьютером ему (ребенку) необходимо применить все те знания
и умения, которые он получил на других уроках. Так возникла идея интегративных
цепочек. Буквально с первых занятий в компьютерном классе ребенку надо найти на
клавиатуре клавиши со стрелками и начать их использовать, а это значит, что он
должен непроизвольно вспомнить уроки математики, на которых повторяли то, что
ребенок принес из дошкольного детства: ориентация в пространстве и на
плоскости. Тут же возникла первая интегративная цепочка: математика
-информатика. Учителю информатики стало трудно без учителя начальной школы
(очень много вопросов возникает и при подготовке к уроку и во время его
проведения), а учителю начальной школы стало необыкновенно интересно, как его
ученики справляются с заданиями, чего они еще не знают, чтобы легко
продвигаться вперед. У учителя информатики по ходу работы возникает много таких
ситуаций, когда ребенку стоит только предложить помощь -- и он успешно будет
продвигаться вперед. А ведь преподаватель информатики не всех детей хорошо
знает, не все тонкости программы начальной школы ему знакомы. Поэтому хрупкое
равновесие успешной и приятной работы на уроке в компьютерном классе легко
может нарушиться. Для того, чтобы этого не произошло необходимо создать общее
календарно-тематическое планирование, найти те точки соприкосновения
фактического материала, которые позволят детям изучать и закреплять материал,
полученный на общеобразовательных предметах. Несколько примеров интегративных
цепочек:
·
Математика - информатика
·
Технология - информатика
·
иностранный язык - информатика
·
русский язык - информатика
·
изобразительное искусство - информатика
·
развитие речи - информатика
·
история - информатика и т. д.
Существует идея проведения совместных уроков двух
преподавателей одновременно. Два учителя работают вместе на уроке, в период его
планирования и обсуждения результатов по итогам занятий.
На таких занятиях проявился еще один важный, на наш
взгляд, аспект. Ребенок чаще всего находится в классе в обстановке, хорошо
знакомой и ему, и его родителям, да и бабушке с дедушкой, а именно: парта,
стул, ребенок сидит за партой, парты стоят ровными рядами, дети сидят в затылок
друг за другом; лицом к ним, в центре у доски - учитель (стоит, сидит за столом
или ходит монотонно вдоль рядов, заглядывая в тетради).
Вся эта обстановка дисциплинирует и завораживает, но
через некоторое время становится скучно - хочется перемен. Психологи
рекомендуют чаще детей пересаживать с места на место, меняя таким образом для
них мизансцену. Здесь ведущая роль - у учителя, а у ученика - ведомая, что бы
мы ни придумывали (диктанты с комментариями ребенка для всего класса или
что-либо в этом роде) - мы их погружаем в искусственно созданную ситуацию
псевдосамостоятельности.
Принципиально другая ситуация на занятиях в
компьютерном классе. Ребенок оказывается один на один с машиной, которая
послушно выполняет команды ученика. Чаще всего расположение мебели и машин
таково, что ребенок сидит спиной к учителю, который ходит по классу и спокойно,
неторопливо, без нервозности предлагает детям свою помощь в управлении машиной.
Ребенок спокоен, сосредоточен, он сиюминутно видит результаты своего труда, он
часто должен принимать самостоятельные решения для того, чтобы справиться с
поставленной задачей. Наблюдения показывают, что ребята выходят после таких
занятий не уставшими, а вдохновленными.
|