Сегодня уже невозможно представить современную систему образования без использования активных методов обучения, в том числе с
применением компьютерной техники и глобальных информационных сетей.
Необходимость внедрения таких технологий обуславливается несколькими обстоятельствами. Во-первых,
фундаментальные изменения технологического уклада последней трети XX
века, связанные с вступлением мирового сообщества в постиндустриальный
этап развития, требуют разработки и внедрения нетрадиционных приемов
передачи и приобретения знаний и навыков, соответствующих новым
информационным составляющим экономики, наращивание и совершенствование
которых идет все возрастающими темпами. Здесь возникает вопрос о
возникновении новой информационной культуры как общества в целом, так и
отдельного человека.
Сегодня для получение оперативной информации, ее переработки и
использования недостаточно просто нажимать на клавиши компьютера.
Требуется умение эффективного поиска необходимых данных, выбор
актуальных и действительно нужных; необходимо уметь их отбирать и
систематизировать. Объем навыков, который необходим для получения
нужной информации сегодня не ограничивается простыми операциями
пользователя (потребителя), а требует определенных технических условий
и усилий для овладения нужным (минимальным) набором этих навыков. Кроме
собственно овладения новой информационной культурой современный
специалист должен обладать навыками самостоятельного поиска и анализа
требуемых данных, достоверных, адекватных и достаточных для выполнения
поставленной передним задачи. Современные методы обучения как раз и
должны способствовать формирования подобных навыков у будущего
специалиста.
В тоже время, по данным ООН даже в таких экономически развитых
странах, где на образование тратится примерно 6 % государственного
бюджета, как США и Великобритания, процент функционально неграмотного
населения среди лиц в возрасте 16-65 лет составляет, соответственно, 20
и 22 % (
Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на
перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. – М.:
Изд-во «Весь мир», 2005. – С. 252, 276). Если считать косвенным
показателе уровня информационной культуры число пользователей
Интернетом, то среди стран, имеющих высокий уровень развития
человеческого потенциала, от одной четверти до половины их жителей
являются пользователями глобальной сети, при этом на первом месте
находится Исландия, где 675 чел. из тысячи жителей подключены к
Интернету. Хотя Россия не попадает в группу стран с высоким уровнем
развития человеческого потенциала и находится на пятой строчке среди
стран со средним уровнем данного показателя, но по оценкам экспертов
является страной с высокими темпами распространения Интернета. Это
актуализирует использование адекватных методов обучения специалистов в
высших учебных заведениях и повышение технической оснащенности
образовательного процесса.
Вторым фактором, влияющим на изменение форм и методов подготовки
студентов в вузах является возрастание объем генерируемой и
используемой в разных областях жизнедеятельности человека информации, в
том числе, и информации необходимой для правильного и своевременного
принятия управленческих и иных решений. Зачастую обработать и быстро
проанализировать большие потоки статистических и эмпирических данных
просто невозможно без соответствующих программных продуктов,
специализированных по областям применения. Кроме того, сегодня
возникают новые социально-экономические задачи, постановка которых в
«докомпьютерной» («доцифровой») экономике сама по себе была
невозможной, например, такая задача как разработка и использование
сложных баз социальной информации, в которых должен быть учтен большой
объем разнохарактерной информации. Третье, информационные технологии – это путь к созданию единого
образовательного пространства, необходимость которого ощущается все
сильнее с расширением мировых интеграционных процессов. Единое
образовательное пространство для школьника открывает возможность
получения знаний и диплома по выбранной специальности в любом
университете мира (при соответствующем методологическом и сетевом
обеспечении), для преподавателя – это возможность ознакомления с
наиболее интересными и эффективными обучающими методиками, для школы – это расширение возможностей.
Еще одна причина, которая, с нашей точки зрения должна быть названа
в ряду факторов возрастания значимости новых образовательных технологий
в современном образовании – это возможность повысить оптимизацию
использования времени школьнику и преподавателю.
Говоря о новых технологиях преподавания, хотелось бы кратко
рассмотреть два их вида, которые могут быть использованы как
самостоятельные элементы учебного процесса, так и как комплексная
система обучения и проверки знаний.
Первая – это модульные формы обучения, позволяющие повысить степень
включенности школьника в процесс самостоятельного овладения необходимой
информацией и знаниями. Эта форма предполагает повышение
ответственности за результат собственной работы, роль
преподавателя заключается в постановке ключевых задач по освоению
учебной дисциплины, корректировке образовательного пути и проверке
полученных школьником знаний.
Вторая - использование возможностей Интернета в учебном процессе. В
данном случае речь может идти как о применении методики преподавания,
центральной частью которой является использование информационного сайта
преподавателя и как использование возможностей сети в
качестве вспомогательного инструмента при модульной форме обучения
(рассылка заданий, предоставление выполненных работ, ответы на вопросы,
ознакомление школьников с оценками и т.д.).
|