Суббота, 16.11.2024, 03:48Приветствую Вас Гость | RSS
Григорьева Ильза Анатольевна
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 121

Внутришкольный контроль


Главная » 2008 » Ноябрь » 25 » Базовый компонент контроля
Базовый компонент контроля
10:35
Современный уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования. Модернизация предполагает изменение организационно-правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения (ОУ). Аттестация и лицензирование ОУ позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. Само ОУ в этом случае также должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным нормам – осуществлять внутришкольный контроль – первый и наиболее важный момент, с которого начинается управленческая деятельность.

Содержание аттестации диктует руководству любого ОУ необходимость совершенствовать систему внутришкольного контроля (ВШК). Основным содержанием аттестации становится: 1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ (на основе экспертизы учебных планов,  образовательных программ, реализуемых ОУ, расписания учебных занятий, классных журналов; 2) соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов (на основе результатов итоговых аттестаций, контрольных и других квалификационных работ). Внутришкольный контроль должен соответствовать этим нормативам.

Планирование ВШК является постоянным объектом анализа на страницах методических изданий. Однако в многочисленных примерах планов ВШК остаются неясными основания для определения разделов и содержания плана. В течение 10 лет в нашей школе мы отрабатывали содержание плана внутришкольного контроля. Вначале он занимал объем в 10 страниц. Мы считали, что необходимо включать в него все вопросы, по которым нас проверяли вышестоящие органы. Опыт взаимодействия с органами управления подсказывал нам, что лучше перегрузить план, чем чего-то в нем не обнаружится при проверке. Это была своего рода форма защиты.

С изменением организационно-правового статуса образовательного учреждения и особенно с опубликованием организационно-правовых аспектов аттестации ОУ стало ясно, за что отвечает образовательное учреждение по закону. План ВШК уменьшился вполовину. Более того, развивая инновационные процессы в школе, связанные с внедрением средового подхода  и, в частности, технологии опосредованного управления процессом формирования и развития личности, нам потребовалось дополнительное время для этой работы. Мы стали думать об оптимизации управленческой деятельности и, в частности, функции контроля. В результате у нас сложилось мнение, что План ВШК должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум мы назвали базовым компонентом внутришкольного контроля

Базовый компонент является той инвариантой ВШК, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. В то же время ОУ имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план ВШК за счет вариантной части. Базисный компонент ВШК (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный)  компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением.

Базовый компонент ВШК будет обслуживать стабильные структуры управленческой системы ОУ, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры позволят ОУ удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях недостаточной нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием школы [1]. Мы не исключаем возможность и ситуативного контроля, позволяющего сделать эту управленческую функцию еще более гибкой (схема 1.).

 

Схема 1. Структура внутришкольного контроля


Подобное структурирование ВШК дает некоторые преимущества. Во-первых, руководство ОУ может держать под контролем ту часть деятельности коллектива, которая гарантирует прохождение аттестации. Во-вторых, разделение компонентов позволяет отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их взаимозависимость. На наш взгляд, лишь полное выполнение базового компонента позволяет разворачивать деятельность и в рамках инновационного. В-третьих, при разделении блоков становится более понятным, что и когда должно перемещаться из инновационного в базовый блок – что из инноваций становится традицией и какая ситуация дает возможность разворачивать новое направление деятельности в ОУ.

Мы предлагаем свой вариант плана базового блока внутришкольного контроля, который может быть использован любым ОУ, выполняющим образовательную программу на уровне среднего (полного) общего образования. Считаем необходимым напомнить, что до введения в действие государственных образовательных стандартов аттестационные комиссии при определении содержания образования руководствуются требованиями нормативных актов, которыми определяется минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе (Библиотека журнала «Директор школы». / Выпуск № 6, 2000г. - С. 51). К этим документам относятся: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322), Обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1235), Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1236), обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.99 № 56) [2].

Содержание контрольной функции в учреждении, кроме того, определяется нормативно-правовой базой самой школы, которая постоянно совершенствуется. К важнейшим документам мы относим Устав школы и следующие локальные акты:

- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов;

- Положение о промежуточной аттестации учащихся I – XI классов;

- Положение о получении образования в форме экстерната;

- Обязательный минимум контрольных и практических работ по предметам учебного плана;

- Положение о формах преподавания и аттестации по предмету "Физкультура" в IX-XI классах.

Для удобства работы с планом он составляется по календарному признаку, где каждому блоку соответствует один месяц. В результате мы получаем план, состоящий из 10 блоков, соответствующих месяцам с сентября по июнь включительно. В каждом блоке выделены формы контроля, классифицированные нами по признаку "обхват объектов контроля" [3].

Таким образом, предполагаемая нами структура ВШК помогает начинающим управленцам видеть образ внутришкольного контроля, сосредотачиваться на главном, в организации работы – не увлекаться текучкой. Опытные управленцы имеют возможность держать в поле зрения главное и развивать новое.

Просмотров: 2790 | Добавил: ilza | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0