Современный
уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования.
Модернизация предполагает изменение организационно-правовых аспектов
управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки
деятельности образовательного учреждения (ОУ). Аттестация и лицензирование ОУ
позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную
информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в
конкретном учреждении государственным нормам. Само ОУ в этом случае также
должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным
нормам – осуществлять внутришкольный контроль – первый и наиболее важный
момент, с которого начинается управленческая деятельность.
Содержание
аттестации диктует руководству любого ОУ необходимость совершенствовать систему
внутришкольного контроля (ВШК). Основным содержанием аттестации становится: 1)
исполнение образовательным учреждением требований государственных
образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам
соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума
содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки
обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных
программ (на основе экспертизы учебных планов,
образовательных программ, реализуемых ОУ, расписания учебных занятий,
классных журналов; 2) соответствия содержания, уровня и качества подготовки
выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов (на
основе результатов итоговых аттестаций, контрольных и других квалификационных
работ). Внутришкольный контроль должен соответствовать этим нормативам.
Планирование
ВШК является постоянным объектом анализа на страницах методических изданий.
Однако в многочисленных примерах планов ВШК остаются неясными основания для
определения разделов и содержания плана. В течение 10 лет в нашей школе мы
отрабатывали содержание плана внутришкольного контроля. Вначале он занимал объем
в 10 страниц. Мы считали, что необходимо включать в него все вопросы, по
которым нас проверяли вышестоящие органы. Опыт взаимодействия с органами
управления подсказывал нам, что лучше перегрузить план, чем чего-то в нем не
обнаружится при проверке. Это была своего рода форма защиты.
С
изменением организационно-правового статуса образовательного учреждения и
особенно с опубликованием организационно-правовых аспектов аттестации ОУ стало
ясно, за что отвечает образовательное учреждение по закону. План ВШК уменьшился
вполовину. Более того, развивая инновационные процессы в школе, связанные с
внедрением средового подхода и, в
частности, технологии опосредованного управления процессом формирования и
развития личности, нам потребовалось дополнительное время для этой работы. Мы
стали думать об оптимизации управленческой деятельности и, в частности, функции
контроля. В результате у нас сложилось мнение, что План ВШК должен быть сведен
к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот
минимум мы назвали базовым компонентом внутришкольного контроля.
Базовый
компонент является той инвариантой ВШК, которая дает возможность руководству
школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного
процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам
школы. В то же время ОУ имеет возможность следовать программным документам по
модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план ВШК
за счет вариантной части. Базисный компонент ВШК (инварианта) будет
обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный) компонент позволяет организовать современное
управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением.
Базовый
компонент ВШК будет обслуживать стабильные структуры управленческой
системы ОУ, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных
структур.
Стабильные структуры позволят ОУ удерживать необходимое качество
образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры
дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы
модернизации системы образования в условиях недостаточной
нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения,
повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то
есть, заниматься развитием школы [1]. Мы не исключаем возможность и
ситуативного контроля, позволяющего сделать эту управленческую функцию
еще более гибкой (схема 1.).
Схема 1.
Структура внутришкольного контроля
Подобное
структурирование ВШК дает некоторые преимущества. Во-первых, руководство ОУ
может держать под контролем ту часть деятельности коллектива, которая
гарантирует прохождение аттестации. Во-вторых, разделение компонентов позволяет
отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их
взаимозависимость. На наш взгляд, лишь полное выполнение базового компонента
позволяет разворачивать деятельность и в рамках инновационного. В-третьих, при
разделении блоков становится более понятным, что и когда должно перемещаться из
инновационного в базовый блок – что из инноваций становится традицией и какая
ситуация дает возможность разворачивать новое направление деятельности в ОУ.
Мы
предлагаем свой вариант плана базового блока внутришкольного контроля, который
может быть использован любым ОУ, выполняющим образовательную программу на
уровне среднего (полного) общего образования. Считаем необходимым напомнить,
что до введения в действие государственных образовательных стандартов
аттестационные комиссии при определении содержания образования руководствуются
требованиями нормативных актов, которыми определяется минимум содержания,
максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по
соответствующей образовательной программе (Библиотека журнала «Директор школы».
/ Выпуск № 6, 2000г. - С. 51). К этим документам относятся: Базисный учебный
план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования
России от 09.02.98 № 322), Обязательный минимум содержания начального общего
образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1235), Временные
требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования
(приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1236), обязательный минимум
содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России
от 30.06.99 № 56) [2].
Содержание
контрольной функции в учреждении, кроме того, определяется нормативно-правовой
базой самой школы, которая постоянно совершенствуется. К важнейшим документам
мы относим Устав школы и следующие локальные акты:
- Положение о государственной (итоговой) аттестации
выпускников IX и XI
классов;
-
Положение о промежуточной аттестации учащихся I – XI классов;
- Положение о получении образования в форме экстерната;
- Обязательный минимум контрольных и практических работ
по предметам учебного плана;
- Положение о формах преподавания и аттестации по
предмету "Физкультура" в IX-XI
классах.
Для
удобства работы с планом он составляется по календарному признаку, где каждому
блоку соответствует один месяц. В результате мы получаем план, состоящий из 10
блоков, соответствующих месяцам с сентября по июнь включительно. В каждом блоке
выделены формы контроля, классифицированные нами по признаку "обхват
объектов контроля" [3].
Таким
образом, предполагаемая нами структура ВШК помогает начинающим управленцам
видеть образ внутришкольного контроля, сосредотачиваться на главном, в
организации работы – не увлекаться текучкой. Опытные управленцы имеют
возможность держать в поле зрения главное и развивать новое.
|